Украшения в восточном стиле обладают какой-то необъяснимой притягательностью. Кажется, что в них кроется ключ к разгадке тайн исчезнувших цивилизаций. Одними только ценностью и красотой нельзя до конца объяснить их необыкновенное обаяние. Это дух древнейших традиций, формы, совершенство которых превосходит человеческое воображение, загадочный глубинный смысл в каждом завитке.

В восточной традиции ювелирное искусство, как и все виды художественного творчества, наделялось чертами мистического ритуала. Тысячелетиями всё в работе ювелиров носило сакральный характер: его мастерская, инструменты, материалы для украшений, мотивы для орнамента, форма и назначение изделий. Каждая деталь символизировала доброжелательных существ, предметы, явления и понятия.

Украшения в восточном стиле несут в себе силу символических орнаментов, магическое значение цвета, металлов и камней, особенное умение к эстетическому наслаждению, сакральную информацию из древних времен. На Востоке украшение часто рассматривалось, как предмет, имеющий охранительную силу. В самые древние времена даже недорогие и простые украшения наделяли магическими свойствами. Они приобретали большое значение для того, кто их носил. Часто это были несложные предметы-символы: например, украшения в виде фруктов, которые должны были обеспечить их
обладателю покровительство источника жизни - солнца и связь с силами плодородия. Круглые подвески в восточном стиле - это наследники солнечного культа. Перстни с печатями в восточных традициях свидетельствовали об особом статусе их обладателей. Изображения животных и растительных орнаментов имеют связь с плодородием, продолжением рода, круговоротом жизни и смерти.

Вплоть до X века ювелирное искусство на Востоке испытывало сильное влияние сасанидских и византийских традиций. В период Средневековья выделяются два больших региона, с которыми связано изготовление ювелирных украшений: Египет и Сирия и Иран и Анатолия. Предметы ювелирного искусства, изготовленные там имели много общего. Например, в украшениях обоих регионов часто применялась техника зерни или филиграни, анималистические мотивы.

Наряду с классическими украшениями (ожерелья, кольца, браслеты и серьги) на Востоке были распространены диадемы, фибулы, гребни, браслеты для предплечий, застежки и накладки для поясов, ножные браслеты, кольца, которые носили в носу и на пальцах ног, длинные подвески, обрамлявшие лицо и т.д.

В основном это были изделия из серебра. На ношение золота долго действовал запрет - его полагалось носить лишь избранникам Рая. Кроме того, немногие мастера имели право работать с золотом. Женщинам позволялось носить украшения из золота при условии, что никто кроме мужа этого не увидит. Тот, кто не имел права носить золотые вещи, часто обращался к обыкновенным металлам и отделывал их так, чтобы имитировать цвет золота и его блеск.

Драгоценные камни использовались без ограничения. Но восточные мастера создавали также настоящие шедевры из горного хрусталя, полудрагоценных камней, стекла. Из-под рук умелых шлифовщиков выходили изделия, которые с гордостью носили халифы. Шлифовщику удавалось обнаружить в стекле глубину и свет, подобные глубины и свету небес. Цвет стеклянных бус мог напоминать бледные краски рассвета или ярко-синий тон предзакатного неба.

Восточные украшения имеют много общих черт: они выполняют защитную функцию, в них используются определенные цветовые сочетания (в основном, красный - символ жизни, и синий - символ воды и неба, реже желтый и зеленые цвета, символизирующие плодородие и солнечный свет). Для восточных украшений характерна определенная форма деталей и символы, которые также играют большую роль.

Между тем, каждая культура Востока обладает своими неповторимыми, отличительными особенностями. В Йемене популярные большие кольца и браслеты из серебра с множеством выступов и узоров. Украшения из Йемена известны архитектурными формами и филигранью.

Украшения в традициях Узбекистана - это в первую очередь массивные нагрудные украшения прямоугольной или цилиндрической формы, которые также играют роль защитных оберегов.

Туркмения славится тысячелетней историей работы с украшениями из кожи и вышивкой. Украшения в традициях этой страны изготавливаются из симметричных пластин сложной формы, иногда соединенных цепочкой с подвеской. Такие пластины чаще всего украшают многочисленными подвесками или бубенчиками.

Очень необычны афганские украшения, они преимущественно изготовлены из серебра и сплавов недорогих металлов. Очень популярны афганские «бусы» — шейные гривны, которые обычно украшены вставками из драгоценных камней. Причем в эпоху их расцвета, несколько сотен лет назад, их носили как мужчины, так и женщины, за тем исключением, что мужские гривны состояли из трех слоев и были спиралевидной формы.

Из казахской традиции пришла техника басмы - когда маленькие металлические пластинки нарезаются кружками, прямоугольниками или ромбами, хотя могут иметь и более сложную форму.

И напоследок, хоть и коротко, но расскажем о самой яркой и популярной традиции в украшениях - индийской. Индия ассоциируется у большинства европейцев с древними традициями, йогой, Болливудом и, конечно, удивительными индийскими украшениями. Они во многом напоминают нечто сказочное, волшебное, но, в то же время индийские украшения поражают своей изысканностью, изящностью, неповторимостью мотивов и своим своеобразием. В сегодняшней модной индустрии такие украшения – это еще модный тренд и популярный товар, который разбирается опытными модницами как «горячие пирожки».

Индийские украшения стали известны в Европе достаточно давно, со времен колонизации Индии. Таким образом, они нашли путь в Старый Свет и повлияли на европейское ювелирное искусство, привнеся в него свои неповторимые мотивы, цвета и своеобразие. Доказательством этому является тот факт, что корона Британской монархии имеет в себе черты индийских украшений, а также украшена драгоценными камнями из Индии. Постепенно известные ювелиры Европы стали перенимать индийское ювелирное искусство, способы огранки драгоценных камней и филигранную технику.

Для типичных украшений в индийском стиле характерны пестрое сочетание цветов и необычные формы. Индийские украшения призваны восхищать, поэтому они всегда обильно украшены яркими цветными драгоценными и полудрагоценными камнями. Индийские украшения, как будто подчеркивают ощущение праздника, радости. Основные мотивы индийских украшений – это, прежде всего цветочные и животные мотивы. Индийские украшения также глубоко символичны, каждая деталь имеет свое значение и, как верят, индийцы может защищать, помогать, оберегать, или отталкивать злую силу. Например, гроздья фикуса – это символ процветания, а жасмин – это символ плодородия.