Ему было семь лет, когда бомбили Хиросиму. В 1945 году он потерял всю свою семью… а спустя годы создал одежду и ароматы, дарящие людям радость. Он учился графическому дизайну, но прославился как модельер-изобретатель. Он говорил, что одежда – это искусство, но огромное внимание уделял и технологии. Иссей Мияке – первый дизайнер, заложивший в основу производства одежды принцип оригами, философ, ученый и художник.



В основе моделей Мияке - принцип оригами.

В основе моделей Мияке - принцип оригами.



Мияке никогда не был на первом плане модной индустрии, но всегда работал «для будущего». У него множество поклонников и последователей по всему миру, однако он мало известен широким массам потребителей. Иссей Мияке отказался от гонки за трендами и эпатажем, опираясь, в первую очередь, на заботу о потребителе. Наука и философия интересовали его сильнее, чем обогащение.

Эскизы Мияке.

Эскизы Мияке.



Он инноватор, он изобретатель – но не тот расчетливый инженер, создающий новое для того, чтобы подороже продать, шокировать, навязать технократическое мышление.

Мияке - изобретатель и романтик.

Мияке - изобретатель и романтик.



Он художник. Одежда для него – предмет искусства, вызывающий эмоции. Несмотря на свои научные достижения, он настаивает на том, что работает с чувствами, а не с технологиями.

Иссей Мияке считает, что одежда должна вызывать эмоции.

Иссей Мияке считает, что одежда должна вызывать эмоции.



Он гений и бунтарь – но не склонен работать в одиночестве. Иссей Мияке всегда окружал себя лучшими инженерами и художниками, веря в силу коллективного разума.

Иссей Мияке стремится к комфорту потребителя.

Иссей Мияке стремится к комфорту потребителя.



В японском языке есть три слова, обозначающие одежду – слово для западной одежды, слово для восточной одежды и слово для одежды «вообще». Последнее многозначно – оно может означать также «удачу» и «радость». Когда дизайнера Иссея Мияке спрашивают, какую именно одежду он создает, он говорит: «Я создаю радость».

Мияке говорит, что создает одежду для радости.

Мияке говорит, что создает одежду для радости.



Иссей Мияке стоит особняком в череде авангардных японских дизайнеров, увлеченных черным цветом, деконструкцией и совмещением западной традиции с восточной. В его коллекциях нет единого стиля, у него нет излюбленных форм, каждая коллекция не похожа на предыдущую.

Творчество Мияке остается мягкой и ненавязчивой провокацией.

Творчество Мияке остается мягкой и ненавязчивой провокацией.



Он мечтал создавать новую, универсальную одежду – одежду будущего. Сорок пять лет назад он сформулировал концепцию «куска ткани»: максимально простой крой и полная свобода вариаций, обмотанный вокруг тела кусок ткани, оснащенный прорезями и минимумом деталей, позволяющий менять силуэт и назначение вещи.

Дизайнер вдохновляется идеей

Дизайнер вдохновляется идеей



Его задача как дизайнера – не представить готовый образ, а стимулировать воображение потребителя, быть не диктатором, а партнером, другом, коллегой. «Без изобретательности тех, кто будет ее носить, моя одежда — не одежда» - говорит Мияке, призывая клиентов проявить фантазию.

Модели Иссея Мияке.

Модели Иссея Мияке.



Его футуристические вещи созданы для реальной жизни – они удобны, функциональны, подходят людям с любыми телами, не требуют особого ухода и не сковывают движений.

Футуристические вещи Мияке можно носить в реальной жизни.

Футуристические вещи Мияке можно носить в реальной жизни.



Он любит базовые формы – круг, квадрат, прямоугольник. Его крой – принципиально иной, отличающийся от европейского подхода к дизайну вещей, основанного на конструкции: сложные силуэты создаются из простых отрезов ткани, драпированных особым образом.

Иссей Мияке любит простые формы.

Иссей Мияке любит простые формы.



Гофрирование, изгибы, складки – его любимые мотивы. А вот застежки дизайнер ненавидит – считает, что они ограничивают.

Мияке предпочитает сложные и интересные фактуры.

Мияке предпочитает сложные и интересные фактуры.



Мияке никогда не был верен исключительно японской традиции, хотя первая его коллекция в США была посвящена татуировкам якудза. Вдохновение он черпает из мировой культуры – европейская живопись, краски Марокко, африканские орнаменты. Его подруга Люси Ри завещала ему свою богатую коллекцию керамических пуговиц - и Мияке нашел ей отличное применение в своих коллекциях.

Иссей Мияке черпает вдохновение в различных культурах.

Иссей Мияке черпает вдохновение в различных культурах.



В выборе моделей и мест проведения дефиле Мияке все тот же жизнерадостный бунтарь. Провести показ в гараже, спортивном зале или плавательном бассейне – почему бы и нет?
Еще в самом начале своей карьеры он шокировал публику тем, что набрал для показа исключительно темнокожих моделей. Шоу называлось «Иссей Мияке и двенадцать черных девушек». Тем самым он мечтал расширить представления консервативных японцев о красоте других рас. Этот показ дал отличный старт карьере манекенщиц, чья внешность в те годы была слишком эпатажной для западной моды – например, Грейс Джонс.

Показы Мияке часто были эпатажны.

Показы Мияке часто были эпатажны.



Впрочем, любил он приглашать в качестве моделей и людей «с улицы», например, пожилых женщин – одной из его манекенщиц, выбранных для показа в 1995 году, было девяносто три года! Тем самым дизайнер хотел подчеркнуть, что мода – не только удел юных. Сегодня эта идея очевидна – модели за 60 все чаще появляются на подиумах, но в те времена Мияке с его гуманистической философией был непонятен публике.
Технологии завораживали Мияке с юных лет. В 80-х он заново открыл миру плиссировку.

Иссей Мияке заново открыл миру плиссировку.

Иссей Мияке заново открыл миру плиссировку.



Мияке задумался о том, как облегчить производство и эксплуатацию вещей, ведь эффектные дизайнерские вещи обычно трудно носить и непонятно, как за ними ухаживать.

Эти шедевры комфортны в носке и просты в уходе.

Эти шедевры комфортны в носке и просты в уходе.



Его метод плиссировки основан на использовании горячего пара и особого переплетения нитей – а значит, эти шедевры дизайна можно просто стирать в машинке, не боясь повредить.

Плиссировка Мияке - инновационна.

Плиссировка Мияке - инновационна.



В 90-х Мияке переключился с осязаемой одежды на невидимую – увлекся созданием парфюма. Его первый аромат был посвящен «минутам счастья». Иссей Мияке считает, что кто-то должен делать не только функциональную, но и чувственную, эмоциональную одежду, ароматы иронии и поэзии. Сегодня его все чаще вспоминают как парфюмера.
В 2000-х годах он начал работать над трехмерными вещами и аксессуарами, основанными на принципе оригами.

Мияке часто использует принципы оригами.

Мияке часто использует принципы оригами.



Это вещи без швов, создающиеся из одного рулона ткани. Еще одним открытием бренда Мияке стала особым образом изготовленная ткань, которая под действием пара сжимается и становится объемной.

Новые формы требуют новых материалов, и Мияке работает с лучшими инженерами над новыми тканями.

Новые формы требуют новых материалов, и Мияке работает с лучшими инженерами над новыми тканями.



Кроме того, металлизированное покрытие позволяет вещам выглядеть тяжелыми и статичными – на самом деле они пластичные и невесомые.

Костюмы от Мияке - легкие и невесомые.

Костюмы от Мияке - легкие и невесомые.



Однако интересы Мияке никогда не ограничивались только одеждой. В 2004 году он основал собственный фонд, организующий выставки и выставочные пространства, издающий литературу, поддерживающий исследования дизайна и технологий.
А в 2007 году дизайнер внезапно… исчез. Ушел на пенсию, чтобы посвятить время размышлениям и философии – как истинно японский мудрец. Впрочем, он продолжает следить за развитием собственных проектов – и это не конец истории, а ее новое начало.