Все мы знаем крылатое выражение «тянуть канитель», и часто употребляем его, подразумевая затяжное, скучное и однообразное дело.

Но, оказывается, канитель можно тянуть и в прямом смысле слова.

Что же из себя представляет эта загадочная канитель, и зачем ее все-таки тянут?




Изначально канитель была связана с одним из самых древних и необычных видов вышивки, которое называют также «золотным шитьем», а мастериц-вышивальщиц – золотошвейками. Само слово канитель появилось в России в XVI веке, придя к нам из французского языка (фр. cannetile).

Так называли тонкую скрученную в спираль металлическую нить (золотую, серебряную или медную), используемую для вышивания. Часто узор создавался на очень дорогих тканях - бархате, сафьяне, и работа эта требовала особого мастерства.



Процесс изготовления канители также очень долгий, кропотливый и сложный. Металлическую заготовку, раскаленную добела, специальными клещами протаскивали через мелкие отверстия в волочильной доске. Протащив проволоку, ее сначала остужали, а затем раскаляли снова, чтобы она становилась мягкой и легче проходила уже через другие, более мелкие отверстия. Снова остужали и вытягивали дальше, пока не получали нить необходимой толщины. В конце эту тонкую нить аккуратно навивали на стержень для придания ей спиральной формы. Все это делалось вручную. Долгое это было дело, кропотливое и оттого нудное. На такую однообразную работу уходило много часов. Отсюда впоследствии, в середине XIX века, и произошло выражение «тянуть канитель», используемое в переносном смысле.

Та самая канитель, которой в дальнейшем мастерицы вышивали свои шедевры.

Заморское золото из Византии


Незадолго до крещения Руси расширились торговые отношения с Византией. Считается, что тогда, в X веке, в Древней Руси и узнали о золотном шитье. Очень красивые ткани и наряды, сияющие на солнце, никого не могли оставить равнодушным и раскупались моментально, хотя стоили недешево. И уже вскоре в России наладили собственное производство канители, а мастерицы освоили золотное шитье.

Великолепные работы российских мастериц


Поначалу золотошвейки просто копировали византийские орнаменты, но вскоре стали более свободными в выборе узоров, проявляя собственную фантазию. Во множестве появились невероятной красоты цветочные орнаменты, ветви деревьев, звери,птицы…




Эта потрясающая вышивка в основном использовалась для украшения национальных костюмов, парадной, церковной одежды и военных мундиров.

Русский княжеский костюм

Русский княжеский костюм


Русский придворный костюм

Русский придворный костюм


Деталь придворного костюма

Деталь придворного костюма



А как красиво смотрелись расшитые канителью кокошники!







Николай Иванович Аргунов. Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме

Николай Иванович Аргунов. Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме



После принятия христианства на Руси блеск и сияние золотного шитья по достоинству оценили священнослужители. Их богатые одежды, расшитые золотой канителью, придавали особую торжественность службе. Именно из-за обилия золота как в интерьере церкви, так и в облачении священнослужителей, православную церковь часто называют «пышной, восточной, византийской».









Золотой канителью стали также вышивать и иконы.






Появилось так называемое «лицевое» шитье – вышивка ликов святых.




С XVIII века канитель стали широко использовать для украшения воинского обмундирования – военных мундиров, офицерских эполетов, погон.


Мундиры офицерские XVIII - начало XX века, музей-заповедник Царское село

Мундиры офицерские XVIII - начало XX века, музей-заповедник Царское село


Воротник мундира

Воротник мундира


Воротник мундира и эполеты, расшитые канителью

Воротник мундира и эполеты, расшитые канителью



Ташка офицерская Лейб-гвардии Гусарского полка, Российская империя, копия

Ташка офицерская Лейб-гвардии Гусарского полка, Российская империя, копия



Эполеты образца 1809г.

Эполеты образца 1809г.





В царских палатах также вовсю сияла драгоценная канитель. Почти вся царская одежда была расшита ею, несмотря на то, что платья с нитями из драгоценных металлов получались очень тяжелыми.

Гардероб императора Петра II

Гардероб императора Петра II



Особенно это касалось коронационных нарядов со шлейфом и мантией, носить которые было очень даже непросто.

Коронационное платье Екатерины I

Коронационное платье Екатерины I





Коронационное платье Анны Иоановны

Коронационное платье Анны Иоановны



Коронационное платье Екатерины Великой

Коронационное платье Екатерины Великой




Коронационное платье Александры Федоровны

Коронационное платье Александры Федоровны



Со временем вышивка канителью стала еще более сложной и красивой, научились делать нити самой разной толщины и фактуры и стали использовать их в сочетании с другими материалами – драгоценными камнями, жемчугом, блестками, золотыми шнурами…
Временем расцвета канительной «богатой» вышивки одежды стала светская эпоха XVII-XVIII века.
Но, к сожалению, в конце XIX века наступил закат этого прекрасного искусства, а после Октябрьской революции о нем забыли окончательно.

Возрождение канительного шитья


Однако, во второй половине ХХ века о золотом шитье все же вспомнили, им стали украшать шевроны (нашивки) для военной формы, а также покрывала, занавеси.

Шеврон СССР

Шеврон СССР


Бархат с золотым шитьем для театральных сцен

Бархат с золотым шитьем для театральных сцен



Потихоньку возвращается к отделке канителью и современная мода.






Весьма оригинально смотрится такая вышивка на джинсовых куртках.





Интересно, что к производству канители самое непосредственное отношение имел знаменитый театральный режиссер и педагог Константин Сергеевич Станиславский.

Константин Сергеевич Станиславский

Константин Сергеевич Станиславский



Настоящая его фамилия – Алексеев, был он выходцем из семьи купцов Алексеевых, которые в XIX веке в Москве владели канительной фабрикой. Продукция этой фабрики была очень востребована в России, также она экспортировалась и во многие европейские страны. В 1893 году, после смерти отца и старшего брата, Константину пришлось возглавить семейное дело, став директором фабрики.

Фабрика Алексеевых

Фабрика Алексеевых



Надо отметить, что он был очень успешным предпринимателем, под его руководством фабрика вышла на передовые позиции в России, обойдя в конкуренции также многие известные европейские фирмы.
Но любовь к театру оказалась сильнее, и Станиславский с не меньшим успехом занялся совершенно другим делом.

До чего все-таки красива вышивка канителью!