В прошлые столетия поведение женщин в обществе было строго регламентировано. Дамы должны были быть вежливы, скромны, воспитаны. Веер стал самым загадочным и многозначным дамским аксессуаром, который мог рассказать собеседнику обо всех симпатиях и намерениях его обладательницы.

Веер - самый красноречивый инструмент женского флирта.

Веер - самый красноречивый инструмент женского флирта. веер, мода, этикет

После бала. Конрад Кизель.

После бала. Конрад Кизель. веер, мода, этикет

Считается, что первые веера были завезены в Европу торговцами и представителями религиозных орденов из Китая и Японии. Поначалу они были доступны только членам королевских семей и расценивались как символ статуса, т. к. делались из слоновой кости и украшены драгоценными камнями. Но европейские мастера стали их копировать и к середине восемнадцатого столетия весь высший свет обзавелся новомодным аксессуаром.

Портрет Гедвиги Елизаветы Шарлотты Гольштейн-Готторпской.

Портрет Гедвиги Елизаветы Шарлотты Гольштейн-Готторпской. веер, мода, этикет

Тогдашние веера делались по большей части из пышных перьев, закрепленных на ручке-основе. Кстати, в те времена они были не только женским, но и мужским аксессуаром. Спустя некоторое время аристократы стали предпочитать складные веера, которые к концу века полностью вытеснили фиксированные.

Портрет Марии Михайловны Волконской. К. Маковский.

Портрет Марии Михайловны Волконской. К. Маковский. веер, мода, этикет

В эпоху рококо веера производятся в больших количествах и становятся аксессуаром не только аристократии, но менее и привилегированных сословий. Но, как говорила писательница Жермена де Сталь: «По взмаху и манере держать веер можно отличить княгиню от графини, а маркизу от буржуазки». Все дело в том, что веера на тот момент превратились из просто элегантного аксессуара в орудие флирта и соблазнения. А языком веера владела только аристократия.

Обучение языку веера.

Обучение языку веера. веер, мода, этикет

Дамы могли вести целые беседы при помощи вееров, как бы между прочим. Вот некоторые примеры красноречивого «общения»:
Веер, приложенный левой рукой к правой щеке – «да»;
Веер, приложенный правой рукой к левой щеке – «нет»;
Дама обмахивает себя левой рукой – «со мной не заигрывай»;
Веер возле губ означает: «я тебе не доверяю»;
Правая рука указывает закрытым веером на сердце – «я тебя люблю»;
Дотронуться до левого уха открытым веером – «за нами следят».

Портрет Александры, принцессы Уэльской. Ф. Винтерхальтер, 1864 год.

Портрет Александры, принцессы Уэльской. Ф. Винтерхальтер, 1864 год. веер, мода, этикет

Портрет графини Варвары Алексеевны Мусиной-Пушкиной. Ф. Винтерхальтер, 1857 год.

Портрет графини Варвары Алексеевны Мусиной-Пушкиной. Ф. Винтерхальтер, 1857 год. веер, мода, этикет

В начале 19 века было напечатано несколько пособий, расшифровывающих тайный шифр опахал. Но викторианскую эпоху язык веера постепенно перестает использоваться, и аксессуар просто становится частью образа дамы. Веера выпускались в промышленных масштабах. Дамы непременно должны были иметь к каждому наряду свой веер. Особым шиком считались веера из страусовых перьев (из-за чего эти птицы были практически уничтожены).

Веера из страусовых перьев были очень популярными в 19 веке.

Веера из страусовых перьев были очень популярными в 19 веке.   веер, мода, этикет

В 20 веке значение веера практически сошло на нет. Их можно было еще встретить разве что на светских раутах.

Веер - орудие дамского флирта.

Веер - орудие дамского флирта. веер, мода, этикет